Моё знакомство с работами Гурджиева и его ученика Успенского случилось совсем недавно. После одного из диалогов на нашем сайте Volga поинтересовалась, - не знаком ли я с его работами. По ссылке, предоставленной Volg(ой) я скачал книги и стал читать…
Первое впечатление от знакомства с работами самого мастера меня поразили тем, что он, на мой взгляд, совершенно не владел письменным изложением. Особенно это заметно в его работе:
«Рассказы Вельзевула своему внуку». Даже если не обращать внимания на старинный слог, вышедший теперь из повседневного обихода, - его предложения, размером с увесистый абзац…. Тянули гирей ко дну любые благие намерения.
Но после знакомства с работами Успенского, по профессии своей писателя, и «авторизованного» ученика Гурджиева, - всё стало на свои места. И так, что мы имеем по существу, или почему мастер назвал свой метод «Четвёртый путь».
Изначально мы знакомимся с тем, что человек в этом бренном мире находится в «спящем» состоянии. Местами у мастера проскакивают очень схожие с инсайдерами сравнения. Та же «тюрьма», то же состояние людей, при котором они «не помнят себя» и живут в мире чисто «на автоматизме». Он говорит, что все события, случающиеся в таком «сонном царстве» происходят «сами по себе», без какого либо участия самих людей. Люди здесь исполняют роль «механизмов».
Постепенно он объясняет, почему происходит именно так, а не иначе. Объясняет не всё и не сразу, как этого часто требуют и наши современные искатели. Даёт разрозненные картины «видения» некоего явления, которые с точки зрения «спящего», - будут находиться скорее в конфликтном положении, нежели в гармонии друг с другом. И ученику следует САМОСТОЯТЕЛЬНО найти гармоничное объяснение, тем самым продвинуться к собственному «пробуждению». Бесспорно, рука мастера чувствуется сразу. Особенно в эмоциональной транскрипции Успенского, прошедшего «курс пробуждения».
И так, - некоторые основные положения его школы.
Главным и основным является «пробуждение». То есть человек должен постепенно, шаг за шагом «вспомнить Себя». Для этого Гурджиев поясняет, что работа с самим собой не может происходить в отрыве от понимания. Не возможно «тупо и упрямо» выполнять какие либо практики. Этот путь будет вести в тупик. При таком подходе человек сможет наработать лишь собственную силу воли. Это путь «факира».
Другой путь, когда человек укрощает свои страсти, желания и оттачивает чувства, это путь «монаха». Но и здесь человек становится жертвой самого себя, поскольку выбирая такой путь он, прежде всего руководствуется своими же эмоциями и неконтролируемым воображением.
Третий путь, по выражению Гурджиева называется путём «йога». Это путь знания и развития своего ума. У такого пути есть своё преимущество. Путник «знает» что именно он делает и на что направлены его усилия. Но, концентрация только в этом направлении не позволяет развить в достаточной степени свою «волю», или «укрощение эмоций».
Надо понимать, что указанные названия и моё краткое описание представляют собой лишь набросок того, что из себя представляют каждый из указанных «путей». Каждый современный человек, столкнувшись с понятием «йога», прежде всего, представит себе позу лотоса и стремление к нирване. Но ни как не стремление к ЗНАНИЮ и совершенствованию своего УМА. Хотя одним из значений в санскрите слова «йог», - означает «знающий». Как и наша родная «баба Яга», живущая как отшельница, глубоко в лесу и помогающая странникам.
Основой указанных Трёх путей является его представление о реально работающих ТРЁХ центрах современного сапиенса. Первый центр, - «двигательный», то есть по нашему: «физический». Второй центр – «эмоциональный», а третий, по его выражению «духовный» центр, отвечающий за УМ человека.
Кроме этих трёх центров в человеке существуют ещё два центра. Четвёртый, - «ментальный» и пятый, - «божественный». Но эти два последних, - людьми практически ни как не используются. Поэтому говорить в действительности можно лишь о первых трёх.
И целью предлагаемого учения Гурджиева является гармонизация работы первых трёх центров, с последующим освоением и активацией четвёртого центра. Это и будет выходом из «тюрьмы» трёх центров. И поэтому его учение называется «Четвёртый путь».
Важной основой Четвёртого пути является положение о том, что человек, должен стремиться познать себя. Познать работу центров, их взаимодействие друг с другом. Поскольку, скажем первый центр, не смотря на свою ярко выраженную двигательную функциональность, тем не менее, обладает СВОИМ УМОМ, и своими чувствами. Разница же между центрами заключается в том, что каждый специализируется на своей функции, при том, что обладает некими «зачатками» функций и других центров.
Например, второй эмоциональный центр, по его словам, может быть направлен на неконтролируемое воображение. Что, по существу, является функцией более высокого центра. Тем самым, расходуя свою энергию не по назначению (чужая функция), этот центр будет воспроизводить лишь иллюзии. Сам же второй центр будет работать «не стабильно».
Познание себя не может осуществляться в отрыве от познания мира. Мир и человек, - едины и нераздельны. И это знание существует в самом мире, а значит и в самом человеке. Но «знание» не может прийти к человеку самостоятельно и без каких либо усилий со стороны самого человека. Первый шаг всегда за самим человеком. Только в таком ключе, когда человек сам ищет знание, сам же находит подтверждения своим мыслям, сверяется со знанием своего учителя, - тогда он способен перешагнуть границу трёх центров. И самостоятельно выстроить свой четвёртый центр.
В школе Гурджиева большое значение имеют некоторые законы, которые правят как миром, так и человеком. Упомяну лишь некоторые.
Закон Трёх. Этот закон говорит о том, что известная нам всем «двойственность» и «борьба противоположностей» выражена в этом законе. Но раскрывает наши представления совершенно с иной точки зрения. Кроме известных всем противоположностей, плюса и минуса, белого и чёрного, существует ещё и третий «компонент». Играющий роль «нейтрализатора».
Закон Семи. Это закон семи уровней, из которого следуют наши представления о музыкальной октаве. Здесь Гурджиев демонстрирует свои мощные познания в алхимии материального мира. С этой позиции он объясняет множество явлений, начиная от человеческого организма и заканчивая строением вселенной в Абсолюте.
Продвигаясь к истинному знанию, Гурджиев показывает важность символизма, который, по существу является общим языком истинного общения знающих. Одним из таких символов является энеаграмма. Она представляет собой своего рода слияние Закона Трёх и Семи в Едином Круге.
И как говорил Гурджиев: «любое законченное целое, космос, организм, растение представляет собой энеаграмму. Но не всякая из энеаграмм имеет внутренний треугольник, который указывает на присутствие высших элементов». Его же слова: «Вообще говоря, нужно понять, что энеаграмма, - это универсальный символ. В энеаграмму можно заключить ВСЁ ЗНАНИЕ, и с её помощью можно его истолковать».
«В этой связи правильно утверждать, что человек по-настоящему знает, т.е. понимает только то, что он способен заключить в энеаграмму. То, что он не в состоянии заключить в энеаграмму он не понимает. Для человека способного ею пользоваться энеаграмма делает совершенно ненужными книги и библиотеки. Всё можно заключить в энеаграмму и прочесть в ней».
Первое впечатление от знакомства с работами самого мастера меня поразили тем, что он, на мой взгляд, совершенно не владел письменным изложением. Особенно это заметно в его работе:
«Рассказы Вельзевула своему внуку». Даже если не обращать внимания на старинный слог, вышедший теперь из повседневного обихода, - его предложения, размером с увесистый абзац…. Тянули гирей ко дну любые благие намерения.
Но после знакомства с работами Успенского, по профессии своей писателя, и «авторизованного» ученика Гурджиева, - всё стало на свои места. И так, что мы имеем по существу, или почему мастер назвал свой метод «Четвёртый путь».
Изначально мы знакомимся с тем, что человек в этом бренном мире находится в «спящем» состоянии. Местами у мастера проскакивают очень схожие с инсайдерами сравнения. Та же «тюрьма», то же состояние людей, при котором они «не помнят себя» и живут в мире чисто «на автоматизме». Он говорит, что все события, случающиеся в таком «сонном царстве» происходят «сами по себе», без какого либо участия самих людей. Люди здесь исполняют роль «механизмов».
Постепенно он объясняет, почему происходит именно так, а не иначе. Объясняет не всё и не сразу, как этого часто требуют и наши современные искатели. Даёт разрозненные картины «видения» некоего явления, которые с точки зрения «спящего», - будут находиться скорее в конфликтном положении, нежели в гармонии друг с другом. И ученику следует САМОСТОЯТЕЛЬНО найти гармоничное объяснение, тем самым продвинуться к собственному «пробуждению». Бесспорно, рука мастера чувствуется сразу. Особенно в эмоциональной транскрипции Успенского, прошедшего «курс пробуждения».
И так, - некоторые основные положения его школы.
Главным и основным является «пробуждение». То есть человек должен постепенно, шаг за шагом «вспомнить Себя». Для этого Гурджиев поясняет, что работа с самим собой не может происходить в отрыве от понимания. Не возможно «тупо и упрямо» выполнять какие либо практики. Этот путь будет вести в тупик. При таком подходе человек сможет наработать лишь собственную силу воли. Это путь «факира».
Другой путь, когда человек укрощает свои страсти, желания и оттачивает чувства, это путь «монаха». Но и здесь человек становится жертвой самого себя, поскольку выбирая такой путь он, прежде всего руководствуется своими же эмоциями и неконтролируемым воображением.
Третий путь, по выражению Гурджиева называется путём «йога». Это путь знания и развития своего ума. У такого пути есть своё преимущество. Путник «знает» что именно он делает и на что направлены его усилия. Но, концентрация только в этом направлении не позволяет развить в достаточной степени свою «волю», или «укрощение эмоций».
Надо понимать, что указанные названия и моё краткое описание представляют собой лишь набросок того, что из себя представляют каждый из указанных «путей». Каждый современный человек, столкнувшись с понятием «йога», прежде всего, представит себе позу лотоса и стремление к нирване. Но ни как не стремление к ЗНАНИЮ и совершенствованию своего УМА. Хотя одним из значений в санскрите слова «йог», - означает «знающий». Как и наша родная «баба Яга», живущая как отшельница, глубоко в лесу и помогающая странникам.
Основой указанных Трёх путей является его представление о реально работающих ТРЁХ центрах современного сапиенса. Первый центр, - «двигательный», то есть по нашему: «физический». Второй центр – «эмоциональный», а третий, по его выражению «духовный» центр, отвечающий за УМ человека.
Кроме этих трёх центров в человеке существуют ещё два центра. Четвёртый, - «ментальный» и пятый, - «божественный». Но эти два последних, - людьми практически ни как не используются. Поэтому говорить в действительности можно лишь о первых трёх.
И целью предлагаемого учения Гурджиева является гармонизация работы первых трёх центров, с последующим освоением и активацией четвёртого центра. Это и будет выходом из «тюрьмы» трёх центров. И поэтому его учение называется «Четвёртый путь».
Важной основой Четвёртого пути является положение о том, что человек, должен стремиться познать себя. Познать работу центров, их взаимодействие друг с другом. Поскольку, скажем первый центр, не смотря на свою ярко выраженную двигательную функциональность, тем не менее, обладает СВОИМ УМОМ, и своими чувствами. Разница же между центрами заключается в том, что каждый специализируется на своей функции, при том, что обладает некими «зачатками» функций и других центров.
Например, второй эмоциональный центр, по его словам, может быть направлен на неконтролируемое воображение. Что, по существу, является функцией более высокого центра. Тем самым, расходуя свою энергию не по назначению (чужая функция), этот центр будет воспроизводить лишь иллюзии. Сам же второй центр будет работать «не стабильно».
Познание себя не может осуществляться в отрыве от познания мира. Мир и человек, - едины и нераздельны. И это знание существует в самом мире, а значит и в самом человеке. Но «знание» не может прийти к человеку самостоятельно и без каких либо усилий со стороны самого человека. Первый шаг всегда за самим человеком. Только в таком ключе, когда человек сам ищет знание, сам же находит подтверждения своим мыслям, сверяется со знанием своего учителя, - тогда он способен перешагнуть границу трёх центров. И самостоятельно выстроить свой четвёртый центр.
В школе Гурджиева большое значение имеют некоторые законы, которые правят как миром, так и человеком. Упомяну лишь некоторые.
Закон Трёх. Этот закон говорит о том, что известная нам всем «двойственность» и «борьба противоположностей» выражена в этом законе. Но раскрывает наши представления совершенно с иной точки зрения. Кроме известных всем противоположностей, плюса и минуса, белого и чёрного, существует ещё и третий «компонент». Играющий роль «нейтрализатора».
Закон Семи. Это закон семи уровней, из которого следуют наши представления о музыкальной октаве. Здесь Гурджиев демонстрирует свои мощные познания в алхимии материального мира. С этой позиции он объясняет множество явлений, начиная от человеческого организма и заканчивая строением вселенной в Абсолюте.
Продвигаясь к истинному знанию, Гурджиев показывает важность символизма, который, по существу является общим языком истинного общения знающих. Одним из таких символов является энеаграмма. Она представляет собой своего рода слияние Закона Трёх и Семи в Едином Круге.
И как говорил Гурджиев: «любое законченное целое, космос, организм, растение представляет собой энеаграмму. Но не всякая из энеаграмм имеет внутренний треугольник, который указывает на присутствие высших элементов». Его же слова: «Вообще говоря, нужно понять, что энеаграмма, - это универсальный символ. В энеаграмму можно заключить ВСЁ ЗНАНИЕ, и с её помощью можно его истолковать».
«В этой связи правильно утверждать, что человек по-настоящему знает, т.е. понимает только то, что он способен заключить в энеаграмму. То, что он не в состоянии заключить в энеаграмму он не понимает. Для человека способного ею пользоваться энеаграмма делает совершенно ненужными книги и библиотеки. Всё можно заключить в энеаграмму и прочесть в ней».
