Контекст
21 Янв 2012

Что такое контекст? Это - среда, в которой существует объект. Это - система отсчета. Это набор условий, характеризующих ситуацию.

Применительно к математике, контекст - это например условия задачи. Если условия задачи заданы точно, полно, непротиворечиво - то решение задачи может быть только одно и оно будет единственно верным. Разумеется, если задача подразумевает лишь одно решение.

Если при заданных условиях задачи возможно несколько правильных решений - значит контекст задан недостаточно точно. Значит задан слишком общий, расплывчатый контекст. Если при заданных условиях задачи нет ни одного правильного решения - значит контекст задан слишком узко, противоречиво.

Но если контекст предельно четкий и однозначный - то верный ответ будет только один. И здесь нет место сомнениям, личному отношению, давлению новых обстоятельств и прочим внешним факторам.

Еще раз - если мы четко ограничили внешний мир контекстом и этот контекст предельно точен, однозначен, непротиворечив - то внутри этого контекста есть полная определенность, однозначность и непротиворечивость.

Как выбрать контекст, какой выбрать контекст, правильно ли выбран контекст в данном случае или нет - это уже большой, отдельный вопрос, который называется искусство выбора контекстов.

Но если контекст уже выбран и выбран он правильно и однозначно - то здесь нет места никаким философским спорам - здесь все очевидно для любого, кто владеет логикой. "Если из крана в бассейн втекает 100 литров в час, а из трубы из бассейна вытекает 50 литров в час, а объем бассейна 1000 литров, то сколько времени потребуется, чтобы бассейн полностью наполнился?".

Все философские споры возникают лишь на этапе, когда нужно выбрать контекст или контекст уже выбран, но выбран неправильно - т.е. он неадекватен внешнему миру (модель не соответствует объекту), допускает неоднозначное трактование (модель слишком примитивная) или внутренне противоречив (модель содержит ошибки).

Выбор контекста - это сложное искусство.

Чтобы правильно выбрать контекст - нужно обладать достаточным количеством информации о рассматриваемом объекте. Если же информации недостаточно или ее слишком много, а также, если квалификация сознания, выбирающего контекст недостаточно высока - то возможны ошибки при выборе контекста. Почему избыток информации также плох, как недостаток? Потому что всю информацию учесть невозможно, а как выбрать, какая информация важна из всей этой массы - непонятно.

А так, как информации всегда или недостаточно или слишком много, а квалификация выбирателя контекста никогда не бывает совершенной - то в большинстве случаев контекст выбирается неточно.

Однако, повышение мастерства выбирателя контекста способно сглаживать и недостаток и избыток информации. Что приводит к улучшению качества выбираемых им контекстов.

Таким образом, повышение мастерства в выборе контекстов дает возможность при любом количестве входной информации выбирать все более и более адекватные внешнему миру контексты. А значит, повышает определенность и устойчивость картины мира выбирателя контекстов.

Замечу, что новая, приходящая извне информации только поначалу сильно влияет на выбор контекстов. Чем больше мастерства набирается выбиратель контекстов, тем меньше его контексты "болтает" от новой информации. Это не значит, что он игнорирует любую новую информацию, нет. Это значит, что его контексты настолько адекватны реальности, что новая информация не ломает их, а органично вписывается, совпадает с ранее выбранными контекстами. Что означает, что его картина мира становится все более устойчивой и все более адекватной реальности.

А что такое картина мира? Картина мира - это и есть набор контекстов, которыми оперирует человек.

Если же новая информация постоянно разрушает достоверность всех ранее выбранных контекстов - это значит, что мастерство выбирателя контекстов все еще - невелико. И что контексты, которые он выбирал ранее - были неадекватны внешнему миру, т.е. - неправильны.

Фактически, уровень стабильности картины мира, которую имеет выбиратель контекстов - отражает уровень его мастерства при выборе контекстов. Чем меньше его картина мира подвержена постоянной "утруске и усушке" - тем выше его мастерство.

В то же время, негативным показателем является такое явление, как игнорирование новой информации, не вписывающей в имеющуюся картину мира.

Когда человек начинает постоянно игнорировать, избегать информации, которая не вписывается в ранее выбранные контексты (добавлю, что игнорировать - не значит не реагировать. Игнорировать - значит избегать анализа информации. Можно однажды проанализировав и поняв суть - дальше уже спокойно игнорировать) - это показатель неусточивости и хрупкости его картины мира, которую он боится разрушить из-за воздействия новой информации.

Безусловно, что иногда поступает такая информация, которая может существенно повлиять на часть ранее выбранных контекстов. Может быть даже на всю картину мира в целом.

Но во-первых такая информация приходит нечасто, во-вторых такую информацию нужно предельно тщательно проверять и не допускать разрушения своей картины мира от какой-то газетной утки. Тот, же кто потребляет любую информацию без разбора подобен обжоре, который ест все без разбора. И разумеется, мастерство его - невелико.

Здесь, как и везде - важен баланс. Реагировать на любую информацию - плохо. Не реагировать ни на какую информацию - тоже плохо. Можно брать пример у деревьев - они гнутся от ветра, но не ломаются. Новую информацию нужно слышать, но также нужно и стараться защищать свою внутреннюю целостность, стабильность своей картины мира. Не позволять себе болтаться из стороны в сторону под воздействием "информационных ветров".

Картина мира должна быть живой, способной к обновлению, но в то же время - стабильной, устойчивой и внутренне непротиворечивой.

Таким образом, у того, кто стремится повышать свое мастерство в выборе контекстов, картина мира с каждым разом будет все более стабилизироваться, контексты с каждым разом будут становиться все точнее, адекватнее, непротиворечивее. А внутри контекстов, будет все меньше простора для сомнений и споров, а будет все больше однозначности.

Что означает, что в его жизни будет все больше определенности и меньше неопределенности.

Безусловно, неопределенность никуда не исчезнет и ей всегда будет место, ведь неопределенность также важна, как и определенность (баланс!!!). Но так как мир устроен так, что неопределенность (хаос) преобладает и ежедневно без нашего согласия вторгается в жизнь каждого - успешное сопротивление хаосу это мастерство, которое является жизненно необходимым.